ВВЕРХ
Университет Российского инновационного образования

КОНЦЕПЦИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА

Основной целью развития статистики и мониторинга высшего профессионального образования в настоящее время является совершенствование механизмов управления образованием на федеральном и  региональном уровнях на основе разработки показателей оценки доступности, качества и эффективности образования, а также развитие процедур сбора, транспортировки, хранения, обработки, анализа и  презентации статистики высшего образования в России.

В основе организации мониторинга качества высшего образования лежат общие принципы и задачи, которые определяют цели стандартов и руководств по гарантии качества высшего образования на территории Российской Федерации.

Действующие оценочные системы в образовательных учреждениях, социологические измерения и обобщения. Существующие статистические системы учета и отчетности

В качестве основных  направлений развития мониторинга качества высшего профессионального образования в вузе выступают:

- Качество и уровень общенаучной и профессиональной подготовки студентов и выпускников вуза,

- Результаты сдачи государственных экзаменов, защиты дипломных работ,

-Соответствие подготовки выпускников вуза задачам профессиональной деятельности,

- Качество воспитательного процесса и уровень воспитанности,

- Ценностные ориентации, мотивация и моральный облик студенческой молодежи,

- Культура и здоровье студенческой молодежи,

- Прием в вуз, уровень подготовки абитуриентов,

- Качество профессорско-преподавательского состава

- Содержание высшего профессионального образования

- Общенаучная, общекультурная и профессиональная подготовка в  вузе,

- Содержание по всем циклам дисциплин,

           - Качество образовательных технологий,

- Контрольно-оценочные системы

- Состояние измерительных средств

- Научно-исследовательская работа

- Вузовские библиотеки, издательская деятельность

- Состояние материально-технической базы

-Финансирование  научных исследований, технологического обеспечения образовательного процесса,

- Нормативно-правовые основы управления качеством высшего профессионального образования

- Общая характеристика студенческого контингента

-  Востребованность выпускников вуза,

Мониторинг качества образования осуществляется ежегодно в течение учебного года. Результаты ежегодного мониторинга подводятся в конце учебного года. Для определения уровня качества каждому показателю качества придается определенная величина, определяющая степень его соответствия требованиям ФГОС ВПО и государственной аттестации. Показатели качества, характеризующие то или иное направление деятельности вуза, сводятся в таблицу:

•  строки (записи) соответствуют названию показателя;

•  столбцы (поля) выражают значимые свойства данного показателя.

Преимущества табличной формы заключаются в том, что она может быть использована для компьютерной обработки результатов мониторинга показателей качества.

Ответственность за подготовку табличных данных несет декан факультета, на котором проводится реализация соответствующей образовательной программы. Для получения необходимой информации привлекаются все кафедры, участвующие в реализации образовательной программы. Ответственность за предоставление необходимой информации и заполнение таблиц показателей качества несут заведующие кафедрами и деканы факультетов.

Внутривузовская система мониторинга качества образования осуществляется на основе систематической самооценки объективных показателей качества образования с широким участием преподавателей и студентов. Информация, полученная с помощью этой системы, должна использоваться для подготовки и принятия управленческих решений на следующих уровнях: кафедры, факультета, органов управления вузом.

1. Уровень кафедры. Кафедра как основное подразделение вуза несет ответственность за обеспечение современного содержания образования в соответствии с тенденциями развития образовательной науки и практики.

В поле деятельности кафедры постоянно находятся вопросы качества лекций, практических и лабораторных занятий (в этой связи используется обсуждение концепций курсов и реализация в них междисциплинарных связей, проведение открытых занятий, взаимопосещений, создание банка лучших лекционных курсов на магнитных носителях и т.д.).

Важным показателем деятельности преподавателя является соответствие разработанной им программы дисциплины и комплекса учебно-методических материалов федеральному государственному образовательному стандарту и примерным программам, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В связи с этим проблема выполнения требований ФГОС ВПО должна систематически обсуждаться на кафедре.

Особое внимание уделяют обновлению дисциплин специализации и курсов по выбору как наиболее оперативно отражающим новейшие достижения науки и отвечающим интересам студентов.

Со стороны кафедр следует планомерно проверять (по семестрам) эффективность системы текущего и промежуточного контроля для каждой дисциплины учебного плана, а именно:

• достаточность количества текущих форм контроля студентов и их соответствие ФГОС;

• уровень требований при проведении текущего и промежуточного контроля (анализ и корректировка тестов, контрольных и домашних заданий, экзаменационных билетов и др.);

• процент хороших и отличных оценок по каждой дисциплине учебного плана с 1-го по 5-й курс, что позволит выявить освоение каждой дисциплины на уровне требование ФГОС к выпускнику;

• процент хороших и отличных оценок по каждому циклу учебного плана;

• создание (разной степени сложности) и использование фондов контрольных заданий либо по комплексному заданию по каждому из 4 циклов дисциплин, либо по каждой дисциплине учебного плана для самообследования и аттестации каждой основной образовательной программы.

Со стороны факультета и всех кафедр вуза следует систематически проводить анализ организации и оценки результатов итоговой аттестации выпускников (госэкзаменов и защиты ВКР), а именно:

• анализ содержания экзаменационных билетов и результатов ГАК;

• анализ качества выпускных квалификационных работ (бакалаврских, дипломных, магистерских) в сравнении с предыдущими годами;

• уровень требований при защите;

• изучать тематику выпускных квалификационных работ, отзывы научных руководителей и внешних рецензентов, отчеты председателей государственных аттестационных комиссий;

• на основе анализа результатов государственного экзамена, защиты выпускной квалификационной работы и востребованности специалистов осуществлять оценку качества подготовки выпускников.

2. Уровень факультета. На уровне факультета осуществляется обеспечение учебно-воспитательного процесса и контроль за его качеством на всех этапах, начиная со вступительных экзаменов и вплоть до трудоустройства выпускников.

Со стороны факультета и приемной комиссии систематически (каждый год) следует осуществлять оценку уровня требований при приеме студентов на каждую специальность или направление подготовки в сравнении с предыдущим годом:

• наличие конкурса (при подаче заявлений и зачислении в вуз);

• состав конкурсных экзаменов и их уровень (сложность, достаточность и т.д.);

• эффективность профориентационной работы и работы с абитуриентами.

Важнейшая задача факультета — подготовка комплекта учебно- методической документации и контроль за соответствием учебного процесса требованиям ФГОС ВПО.

Факультет систематически собирает и использует информацию о трудоустройстве выпускников, подготовке по договорам, учитывая:

• долю выпускников, трудоустроившихся по заявкам организаций и предприятий;

• целевую контрактную подготовку (долю выпускников, подготовленных по договорам с предприятиями и организациями);

• долю выпускников, зарегистрированных на бирже труда;

• число рекламаций с места работы выпускников.

На факультете (в деканате) должна иметься в наличии вся нормативная документация, регламентирующая учебно-воспитательный процесс.

3. Уровень вуза. На уровне вуза обеспечение и контроль качества подготовки выпускников достигается в результате согласованной деятельности подразделений вуза по выполнению показателей государственной аккредитации в их динамике за 3-5 лет.

Объектами мониторинга для установления уровня качества являются:

• организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности;

• система управления вузом;

• структура подготовки специалистов;

• качество содержания подготовки специалистов по каждой специальности и направлению подготовки (качество научного, учебно-методического и информационного обеспечения, включая библиотечный фонд и доступ в Интернет, качество организации учебного процесса и др.);

• качество подготовки специалистов (итоговая аттестация выпускников, сведения о востребованности и трудоустройстве, контроль знаний студентов и др.);

• качество кадрового обеспечения (процент преподавателей с учеными степенями и званиями);

• наличие условий повышения квалификации преподавателей, подготовка кадров высшей квалификации, возрастной состав и т.д.;

• качество научно-исследовательской и научно-методической деятельности;

• качество материально-технической базы в целом и по заявленным уровням подготовки;

• наличие эффективной системы воспитательной работы;

• социально-бытовые условия студентов, аспирантов, преподавателей, сотрудников;

• финансовое состояние (устойчивость) вуза;

• внутривузовский механизм системы управления качеством образования; наличие внутривузовской системы контроля качества подготовки выпускников; эффективность действующей системы управления качеством образования.

Во всех подразделениях вуза вводится документация, регламентирующая работу вуза по управлению и контролю за качеством образования.     

Мониторинг — это инструмент управленческого анализа состояния системы высшего образования.

Из множества аспектов деятельности образовательных заведений, изучение которых предполагает мониторинг, следует выделить системообразующие аспекты.

Системообразующими аспектами мониторинга являются: 

Экономический

Педагогический

Социальный

Управленческий

1. Экономический аспект предполагает отслеживание оптимальности использования финансовых и материальных ресурсов для обеспечения качественной подготовки квалифицированных кадров.

Преимущества мониторинга         

•          Получение объективных оценок, основанных на фактах

•          Системный подход к совершенствованию деятельности

•          Выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения

•          Внедрение различных инициатив по управлению качеством в повседневную деятельность вуза

•          Использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого комплекса критериев

•          Возможность сравнения с лучшими результатами

•          Обучение персонала использованию принципов всеобщего управления качеством

•          Определение динамики изменений, происшедших с момента предыдущей самооценки

Оптимальным считается достижение наилучших результатов при минимальных затратах. В экономических показателях выделяют две составляющих.

Текущие расходы — непосредственно обеспечивающие образовательный и вспомогательный процессы.

Перспективные расходы — вложения в учебно-материальную базу, которые не дают немедленного эффекта, но работают на развитие учебного заведения; нельзя считать эффективной работу тех учебных заведений, которые об этом не заботятся. Главными показателями являются затраты средств на подготовку одного квалифицированного специалиста.

2. Педагогический аспект предполагает отслеживание результатов деятельности педагогических коллективов в обучении и воспитании студентов, в формировании у них готовности к профессиональной деятельности и решению актуальных проблем в системе реальных социально-экономических отношений.

Базовые составляющие:

•  уровень подготовки выпускников в своей профессиональной области в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;

• профессиональный кругозор будущих специалистов, их способность перенести имеющиеся у них профессиональные знания в другие сферы, овладевать новыми передовыми технологиями;

•  адекватная социализация, т.е. освоение ими различных социальных ролей.

Для оценки педагогической эффективности важны также показатели востребованности выпускников на рынке труда и их профессиональный рост.

3. Социальный аспект отражает адекватность функционирования системы профессионального высшего образования требованиям общества. Характеризуется эта адекватность отношением различных социальных слоев к высшему образованию и соответствующей профессии: 

•  молодежи, которая осуществляет не только выбор профессии, но и определяет способ ее приобретения;

•  руководителей, которые в перспективе будут не только осуществлять прием на работу выпускников, но и формировать заказ для системы высшего образования;

•  властей, осуществляющих реальную правовую и экономическую поддержку высших учебных заведений.

Социальный аспект отражает имидж образовательного заведения, то место, которое оно занимает в структуре общественных отношений.

4. Управленческий аспект предполагает отслеживание эффективности управления системой высшего образования в регионе. Он оценивает эффективность управленческой поддержки системы на разных уровнях.

На уровне региона это выражается в создании условий для взаимодействия высших и средних учебных заведений с региональными и муниципальными управленческими структурами, контроле за выполнением федерального государственного образовательного стандарта, организационном и научно-методическом обеспечении педагогического процесса.

На уровне учебного заведения изучение управленческой эффективности может осуществлять как по общим результатам деятельности учебного заведения, так и на основе анализа косвенных данных, таких как методическая обеспеченность образовательного процесса, подготовленность коллективов к решению педагогических задач, их кадровая обеспеченность научно-педагогическими работниками.

АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА

Экономический

Педагогический

Социальный

Управленческий

 

Текущие расходы

 

Профессиональная компетентность

Отношение молодежи

На уровне региона:

создание условий для взаимодействия

 

Личностные качества

Отношение руководителей ОУ

 

Перспективные расходы

Информационная, коммуникативная и социальная компетентность

На уровне учебного заведения: оценка оснащенности и общих результатов деятельности

 

Отношение властей

 

Определение критериальной базы, отражающей сущностные стороны высшего образования, как на стадии стабильного функционирования, так и на стадии динамического развития, представлено в нижеприведенной таблице.

КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА, ОТРАЖАЮЩАЯ СУЩНОСТНЫЕ СТОРОНЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

№ п/п

Критерий

Критериальная база

1.

Процессуальный

Достижение результатов через социально приемлемые способы, приемы, технологии

2.

Результативный

Воспитание личностных качеств, необходимых выпускникам для жизни в быстро меняющемся мире, демократическом обществе, готовности к саморазвитию, социальной и индивидуальной экономической ответственности, самостоятельному выбору, гуманистической ориентации; выполнение «социального заказа»

3.

Прогностический

Перспективы роста, определение зон развития высшего образования или ее отдельных элементов

4.

Нормативный

Соответствие сущностных сторон функционирования высшего образования федеральным государственным образовательным стандартам

5.

Конкурентоспособности

Достижение наилучших результатов при прочих равных условиях

Целесообразно выделить и использовать основные и обслуживающие критерии. Общее соотношение вышеперечисленных критериев для проведения мониторинга системы высшего образования следующее.

Основные критерии:

• процессуальный;

• результативный;

• прогностический.

Обслуживающие критерии:

• нормативный;

• конкурентоспособности.

Поскольку мониторинговые исследования требуют количественных оценок, должна быть введена совокупность параметров, описывающих каждый из предлагаемых критериев функционирования высшего образования, представленных в нижеприведенной таблице.

СООТВЕТСТВИЕ ПАРАМЕТРОВ ВЫБРАННЫМ КРИТЕРИЯМ МОНИТОРИНГА 


Показатели, критерий

Параметры

1.

 

Процессуальный

 

Использование современных развивающих технологий обучения.

Возможность развития индивидуальности учащихся.

Удовлетворенность преподавателей и студентов взаимоотношениями.

Отсутствие разрушающих конфликтов в коллективе

2.

 

Результативный

 

Фактическое владение профессиональными знаниями, умениями, навыками.

Ориентация в различных областях своей будущей профессиональной деятельности.

Умение учащихся найти наиболее эффективные приемы профессиональной деятельности.

Готовность обучающихся к социальной самозащите

3.

Прогностический

Способность коллектива работать в режиме саморазвития.

Направленность управления на решение наиболее значимых проблем для преподавателей вуза

4.

 

Нормативный

 

Соответствие содержания профессиональной подготовки образовательному стандарту.

Профессионально-квалификационная структура (спектр подготовки)

5.

 

Конкуренто-способности

 

Экономическая устойчивость.

Экономическая самостоятельность.

Уровень оплаты труда работников.

Востребованность выпускников

Целесообразно представить предложенную совокупность параметров в «свернутом» виде, и такая «свертка» может состоять всего из трех интегральных показателей, позволяющих проводить экспресс- исследования:

•          индекс сбалансированности спроса и предложения выпускников на рынке труда;

•          индекс экономической адекватности;

•          индекс удовлетворенности образовательных запросов личности.

Индекс сбалансированности спроса и предложения выпускников — это количественный показатель, отражающий соотношение между реальными потребностями в образовательных услугах (характеристика потребностей образовательного рынка региона, заказы на подготовку специалистов, конкурс при поступлении) и реальным трудоустройством выпускников по специальности. Цель введения этого показателя — проследить динамику количественных характеристик образовательных услуг, определяющих конкурентоспособность как отдельного учебного заведения, так и системы высшего образования в целом.

Индекс экономической адекватности — интегральный показатель, отражающий соответствие параметров учебного заведения условиям функционирования, которые могут быть трех видов:

•          стабильное функционирование;

•          функционирование с положительной динамикой (развитие);

•          функционирование с отрицательной динамикой.

Цель введения индекса экономической адекватности заключается в отслеживании экономического состояния учебного заведения, его жизнеспособности.

Индекс удовлетворенности образовательных запросов личности отражает формирование профессиональной адаптации и мобильности, обеспечение, практически всех ступеней образования на основе дифференциации и поэтапной подготовки специалистов различных уровней квалификации. Одной из целей мониторинговых исследований является определение динамики удовлетворенности образовательных запросов, т.е. востребованности у потенциальных учащихся образовательных услуг. Эти показатели в силу комплексности (интегральности) потребовали соответствующего выделения подпараметров, отвечающих условиям простоты определения, объективности, доступности, количественной измеряемости.

СООТВЕТСТВИЕ ПАРАМЕТРОВ ВЫБРАННЫМ ИНДЕКСАМ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА


Индексы

Параметры (частные показатели)

1.

 

Индекс

сбалансированности спроса и предложения

Конкурс при поступлении в учебное заведение;

сохранность контингента за время обучения;

трудоустройство после окончания учебного заведения

2.

Индекс экономической адекватности

Экономическая устойчивость учебного заведения;

экономическая самообеспеченность учебного заведения;

оптимальность затрат на подготовку одного учащегося в год;

уровунь оплаты труда научно-педагогических работников

 

 

3.

Индекс

удовлетворенности образовательных запросов личности

Соответствие факта поступления в учебное заведение профессиональным интересам молодежи;

отсев учащихся по причине разочарования в профессии;

трудоустройство выпускников просрессиональных учебных заведений по специальности;

позитивные изменения в профессиональной карьере выпускников в течение первых пяти лет работы после окончания учебного заведения

Мониторинг основывается на том, что основные направления совершенствования информационного обслуживания — это систематизация информации, повышение ее оперативности, объективности и доступности, которые могут быть решены с использованием мониторинга.

Модели, которые предполагают изучение только результата или процесса, а также построенные на изучении отношения «цель-результат», могут приводить к ошибочным заключениям.

Существует мировой опыт разработки и реализации разных, но одинаково полноценных систем мониторинга в образовании. Единство применяемых здесь подходов — свидетельство общей закономерности: мониторинг в образовании — объективная потребность развития любой современной социальной системы, охватывающей большие группы населения цивилизованных стран, определяющих ведущие тенденции развития мировой культуры.

Сокращение существенного несоответствия между реальными и востребованными образовательными результатами — ключевая проблема, на решение которой направлен проект мониторинга качества образования в МИУ. Для нормального функционирования этого механизма необходимо соответствующее информационное обеспечение, частью которого является система мониторинга качества образования. Эффективность мониторинга определяется степенью разработки и оптимизации методик и технологий, с помощью которых решаются специфические задачи, представленные ниже:

   Непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в вузе

оперативной информации о ней

   Своевременное выявление изменений, происходящих в системе образования, и факторов, вызывающих их

   Предупреждение негативных тенденций в системе образования вуза

   Осуществление краткосрочного и среднесрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе высшего образования вуза

   Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения высшего образования в вузе

Мониторинг должен осуществляться в соответствии со следующими организационно-методическими требованиями:

• набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени;

• показатели должны по возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования;

• показатели должны быть значимыми для эффективного управления качеством образования;

• периодически (не реже одного раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей;

• образовательный мониторинг должен базироваться на статистических обследованиях системы высшего образования, пери-одических экспертных опросах, опросах преподавательского и административного состава, студентов, а также опросах населения;

• опросы могут проводиться методом стандартизированного интервью с заполнением анкеты.

В ряде случаев результаты мониторинга могут быть существенно дополнены при использовании методов контент-анализа, «фокус- группы».

Результаты мониторинга должны являться основой для инновационной деятельности всех участников (субъектов) образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (преподаватели вузов, студенты, учителя, ученики, родители, общественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Обучающийся имеет представление о результатах своей деятельности, на основании которых выстраивает индивидуальную траекторию обучения.

✓ Образовательная траектория — вся совокупность шагов, предпринимаемых отдельными индивидами и социальными группами для удовлетворения своих образовательных потребностей.

В свою очередь, каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного или иного уровня.

Разработка и апробация системы образовательного мониторинга проходят несколько стадий, от теоретической модели к реально действующему механизму. При создании организационной системы мониторинга и отладки процесса ее функционирования крайне важно использовать интеграцию системного и процессного подхода. Сущность системно-процессного подхода отражена в виде взаимосвязанных составляющих — систем, процессов, результатов.

Образовательная система, как и любая другая система, это множество взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), представляющих собой определенное целостное образование, единство.Образовательная система вуза  включает в себя преподавателей, обучающихся, учебные программы и планы, учебно-методические материалы, дидактические средства, подсистемы материально-технического и финансового обеспечения, инфраструктуру, а также системы управления различного уровня. Качество этих сложных систем во многом определяет качество образовательных результатов.

Результатом функционирования образовательной системы вуза  является получение образования, таким образом, качество результатов — качество образования.

Другая составляющая качества результатов — процессы. Без соответствующей организации и реализации процессов нельзя получить нужные результаты.

Для обеспечения качества процессов каждый сотрудник органа управления образованием, образовательного учреждения, преподаватель, руководитель должен четко представлять:

•          какие процессы выполняются;

•          каковы цели этих процессов;

•          как эти процессы взаимосвязаны, ориентированы по отношению к стратегической цели образовательной системы;

•          как они регламентированы документально;

•          что предполагается делать для улучшения этих процессов.

Если руководитель не имеет такого представления, то он не обладает основой для принятия решений, а у сотрудников образовательных учреждений отсутствует четкое представление о том, что они делают и зачем.

Процессы функционирования образовательных систем подразделяются на основные, вспомогательные (обеспечивающие) и управленческие, характеристика которых представлена в таблице


№ 

Процесс

Характеристика процесса

1.

Основной

Образовательный процесс, представляющий собой единство под процессов обучения, воспитания и развития студентов

2.

Вспомогательные

Информационное, научно-методическое, материально- техническое, финансовое, кадровое обеспечение

3.

Управленческие

Планирование, организация, руководство, контроль, учет, анализ образовательной и хозяйственной деятельности

Качество этих процессов вносит существенный вклад в качество результатов. Качество процессов принято характеризовать понятием эффективности.

Эффективность процесса — связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Необходимо осуществлять взаимосвязь базовых понятий управления качеством в соответствии с подходами международных стандартов ГОСТ Р ИСО 9004:2001.

Понятие эффективности тесно связано с результативностью процесса, под которым понимается свойство процесса, характеризующее его способность достигать целей функционирования.

Понятие эффективности представляет собой отношение результативности к затратам всех видов ресурсов (временных, физических, материальных).

Применительно к системам и результатам используется термин «качество», в то же время качество процессов характеризуется результативностью и эффективностью.

В оценочной практической деятельности целесообразно  использовать различные показатели качества и эффективности. Достоверная целостная оценка деятельности образовательного учреждения предполагает использование системы обобщенных (интегральных) и частных показателей.

Под показателем  качества (эффективности) при этом понимается  количественная или качественная характеристика системы, объекта, процесса. Примером показателя качества является степень освоения учебных программ по результатам промежуточной и итоговой аттестации студентов. Применительно к конкретному студенту это частный, индивидуальный показатель, а к образовательному учреждению в целом — обобщенный. Другой пример: количество студентов, приходящихся на один компьютер, — показатель, характеризующий уровень оснащенности средствами вычислительной техники.

Показатели могут быть количественными или качественными, они измеряются с помощью определенных шкал. Качественные показатели чаще всего оцениваются экспертами.

Критерии представляют собой решающие правила, по которым оценивается значение показателей.

1. Критерий соответствия требованиям. Такими критериями являются конкретные числовые значения: в частности, для выставления студенту оценки «удовлетворительно» им должно быть усвоено не менее 50% учебной информации.

2. Критерий максимума (минимума). Например, ставится задача обеспечить максимально возможное количество компьютеров или стопроцентную успеваемость в образовательном учреждении. Стопроцентная компьютеризация не является невыполнимой задачей, если сформулировать ее так — каждому студенту должен быть предоставлен отдельный компьютер на тех занятиях, где это необходимо.

3. Критерий превосходства. Используется для сравнительных оценок.  В отдельных случаях термин «критерий» употребляется в обобщенном смысле как показатель и правило его оценивания.

Таким образом, выбор показателей решает задачу формирования наиболее полного и точного описания образовательной системы, процесса или результата, а выбор и использование критериев — задачи определения соответствия значений показателей требованиям, выявления сильных и слабых сторон деятельности, определения лучших и худших объектов, сравнения с лучшими образцами («бенчмаркинг»).

В процессе практической организации внутривузовского мониторинга важен как рациональный выбор систем (комплексов) показателей оценки, так и использование адекватных задачам оценивания критериев.

Не менее важна разработка модели системы мониторинга. В данном случае такая модель неразрывно связана с моделями образовательной системы и процессов ее функционирования.

Составляющие системы мониторинга группируются по следующим основаниям:

I          группа — мониторинг уровня результатов обучающихся — знаний, умений, навыков, компетенций, профессионально важных и личностных качеств (главная цель — контроль за динамикой результатов, оценка результативности образовательного процесса);

II         группа — мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации об образовательной системе (динамика состава и квалификации преподавателей, материально- технического обеспечения, образовательных планов и программ);

III       группа — мониторинг, построенный на основе модели «вход — выход», анализ характеристик обучающихся в начале и в конце обучения;

IV       группа — мониторинг процессов образовательного учреждения. С его помощью предпринимаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации преподавателей и результатов преподавания.

Методы и направления по каждой группе оснований отражены в нижеприведенной  таблице.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ВУЗА

Группа

Объекты мониторинга

Методы,направления

1

Результативность учебно-воспита­тельного процесса

Тестирование (тестовые задания и измерительные материалы ито­говой апестации);

анализ уровня обученности и обучаемости студента; информационная карта текущей успеваемости и посещаемости студента

II

 

Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-тех­нической оснащен­ности учебного процесса

Преподаватели, их квалификация; общие показатели, материально-техническая база; комплексно-методическое обеспечение учебного процесса; результативность образовательного процесса; результативность воспитательного процесса; инновационная и методическая деятельность; мониторинг качества функционирования образовательного учреж­дения (расписание и т.п.)

III

 

Модель «вход- выход»

 

Психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первокурсников);

уровень обученности и обучаемости;

изучение развития у учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки);

модель выпускника;

поступление на последующие уровни образования; работодатель и проблема трудоустройства

IV

 

Мониторинг про­цессов вуза

 

Мониторинг образовательного, обеспечивающих и вспомогательных процессов;

анализ занятий;

рейтинговая оценка деятельности преподавателя, руководителя; анализ процессов самосовершенствования преподавателей, руко­водителей;

анализ динамики потребностей всех участников образовательного процесса

Представляется конструктивной структуризация составляющих мониторинга в соответствии с обобщенными и частными показателями качества и эффективности, основанных на принципах всеобщего управления качеством и стандартах международной организации стандартизации (ISO).

Данная система обладает интегративными свойствами, в ней реализован процессно-системный подход к управлению качеством.

Разработанная система включает структурированные обобщенные и частные показатели качества и эффективности. В предлагаемой модели выделены шесть важнейших направлений оценки качества образовательных систем, результатов и эффективности основных и вспомогательных процессов. Такими базовыми макроблоками являются обобщенные показатели качества:

•          организации, осуществления и управления образовательным процессом;

•          содержания образования;

•          участников образовательного процесса и их отношений, образовательной и социально-культурной среды;

•          ресурсного обеспечения образовательного процесса;

•          управления развитием образовательных систем;

•          социальных и педагогических результатов образовательного процесса.

Разработанная модель хорошо коррелирует с международным опытом и учитывает особенности формирования оценочной базы.

Таким образом, при практической реализации мониторинга качества образования в вузе и необходимых условий его эффективности выделяются ряд ключевых обобщенных показателей, которые анализируются в процессе мониторинга:

•          уровень учебных достижений студентов;

•          психологическая комфортность образовательного процесса;

•          уровень развития мышления;

•          качество условий реализации образовательных программ.

Представленные подходы отражают системно-функциональный аспект мониторинга качества, являющийся одной из процедур управления, его составной частью.

Управление качеством высшего образования — сложный интегральный процесс, составной частью которого является мониторинг. Крайне важна проработка вопросов обеспечения требуемой дискретности мониторинга, разработка соответствующих циклограмм, пример которой приведен в нижеприведенной таблице.

ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА В ВУЗЕ

 


 Предмет
монито­ринга (объекты мониторинга)

Цели мониторинга

Периодич­ность

 

Результат

Общие показатели и материально-техни­ческая база образова­тельного учреждения

 

Сбор статистических данных об осна­щенности учебного процесса, уровне квалификации преподавателей и дина­мике изменений качественного и коли­чественного состава обучающихся

2 раза в год

Аналитические записки, диа­граммы

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

 

Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методиче­ской литературой, средствами нагляд­ности и т. д.

1 раз в год 

(май)

Сводные табли­цы, диаграммы

Методическая работа

 

Создание банка данных о методической деятельности, создание условий для систематического анализа методиче­ской работы

2 раза в год

(сентябрь, 
май)

Аналитический отчет, включаю­щий графики и диаграммы

Деятельность препо­давателей

 

Сбор информации об уровне профес­сионализма преподавателей, направ­лениях их методического развития и совершенствования, составление рей­тинга преподавателей

Ежемесячно

Таблицы, справ­ки, диаграммы

Деятельность руково­дителей структурных подразделений

Определение уровня профессиональной компетентности руководителя, эффек­тивности управленческой деятельности

Ежемесячно

Справки, табли­цы, диаграммы

Нормативно- планирующая доку­ментация

Анализ качества составленных рабочих программ и капендарно-тематического планирования

2 раза в год

(сентябрь, 
апрель)

Протоколы

Деятельность обуча­ющихся

Определение уровня (качества) обученности обучающихся

Ежемесячно

Аналитические отчеты, таблицы, диаграммы

Эффективным методом стимулирования деятельности преподавателей на практике могут и должны стать различные профессиональные конкурсы, проводимые внутри образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость разработки и принятия положений об этих конкурсах.

Очень важно в этих положениях базироваться на результатах мониторинговых исследований, которые позволяют повысить объективность оценок деятельности профессорско-преподавательского состава. Для вуза такой перечень конкурсов может включать следующие конкурсы и соответствующие положения:

•          положение о лучшем преподавателе («Преподаватель года»);

•          положение о лучшем структурном подразделении вуза;

•          положение о лучшем руководителе структурного подразделения;

•          положение о лучшем кабинете и пр.

Основные направления мониторинга:

•          мониторинг контекста образовательного процесса, который предусматривает отслеживание главных социальных факторов, влияющих на функционирование учебного заведения. К этим факторам нужно отнести наличие социальных и индивидуальных потребностей в подготовке специалистов той или другой специальности, объемы подготовки специалистов той или другой специальности в регионе, а иногда и в стране, стоимость обучения в других учебных заведениях, возможности для трудоустройства выпускников и т.п.;

•          мониторинг ресурсов образовательного процесса;

•          мониторинг хода образовательного процесса;

•          мониторинг результатов образовательного процесса.

Главными объектами мониторинга являются:

•          качество образования (ход процесса);

•          выполнение учебных планов (ход процесса);

•          качество деятельности преподавателей (ход процесса);

•          качество управления (ход процесса);

•          качество материально-технического обеспечения (ресурсы про-цесса);

•          качество усвоения учебных дисциплин (результаты процесса);

•          формирование личных качеств у выпускников (результаты про-цесса);

•          деятельность выпускников (результаты процесса). Уровни мониторинга качества высшего образования:

•          кафедральный;

•          факультетский (институтский);

•          университетский;

Практическая реализация заданий мониторинга высшим учебным заведением осуществляется на первых трех уровнях — кафедральном, факультетском, университетском.

Формирование целостной системы мониторинга вуза предусматривает определение общих направлений и конкретных параметров, которые будут отслеживаться. Общие направления заключаются в следующем — чем ниже уровень мониторинга, тем больше параметров, которые отслеживаются, и тем они конкретнее.

Университетский уровень. Показатели:

•          процент выпускников, трудоустроенных по специальностям;

•          процент выпускников, которые работают специальности через 1, 3, 5 лет после окончания вуза;

•          оценка готовности выпускников к профессиональной деятельности руководителем (высокий, средний, низкий уровень);

•          самооценка готовности выпускников к профессиональной деятельности (высокий, средний, низкий уровень);

•          уровень заработной платы выпускников;

•          обеспеченность выпускников жильем.

Факультетский уровень. Показатели:

•          соответствие личных качеств выпускников требованиям профессии;

•          соответствие профессиональных знаний выпускников требованиям профессии;

•          соответствие профессиональных умений выпускников требованиям профессии;

•          способность выпускников к инновационной деятельности;

•          рейтинг выпускников среди работников учреждения;

•          уровень заболеваемости выпускников;

•          личные достижения выпускников (награды, звания, изобретения, научные работы, степени).

Кафедральный уровень. Показатели:

• наличие у выпускников основных структурных компонентов знаний и умений (соответственно квалификационной характеристике и перечню компетенций специалиста);

• позитивные черты в работе выпускников;

• недостатки в работе выпускников;

• отношение подчиненных (учеников или больных) к выпускникам;

• обращение коллег по работе к выпускникам;

• отношение руководителей к выпускникам.

Во время использования предложенных показателей и соответствующих критериев целесообразно учитывать, какой из подходов находится в основании системы подготовки специалистов в учебном заведении. Если это подход к знаниям, то мониторинг направлен именно на знания и умения выпускников. А если это подход к компетенции, то мониторинг направлен именно на оценку компетенции специалистов, которые соединяют знание и умение.

Таким образом, теоретико-методические основы мониторинга качества профессиональной подготовки выпускников в практическом приложении объясняют его сущность и особенности, определяют место мониторинга в управлении высшим учебным заведением, определяют его направления, содержание и технологические основы.

РЕЗЮМЕ

• Система мониторинга предполагает осуществление контрольных мероприятий на всех уровнях управленческой иерархии. И на каждом из уровней мониторинг образования рассматривается как функция системы управления образованием, инструмент анализа, интерпретации данных статистики, социологии и оценки качества образования и подготовки на их основе управленческих решений.

• Основной целью развития статистики и мониторинга качества функционирования системы образования вуза является совершенствование механизмов управления образованием на внутривузовском уровне на основе разработки показателей оценки доступности, качества и эффективности образования, а также развитие процедур сбора, транспортировки, хранения, обработки, анализа и презентации статистики высшего образования в России.

• К основным моделям мониторинга высшего образования относятся: мониторинг соответствия нормам выходного контроля и мониторинг достижений, с использованием процессного подхода.

• Состояние системы высшего образования в вузе должно соответствовать целям государственной политики и миссии вуза, а мониторинг должен отображать степень этого соответствия и выдавать системе управления сигналы для корректировки отклонений.