ВВЕРХ
Университет Российского инновационного образования

ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА КАЧЕСТВА

Рассмотренные в предыдущих разделах теоретические положения построения системы показателей легли в основу разработки утвержденной  системы показателей в Университете РИО.

Внутривузовская система оценки  качества образовательной среды в Университете РИО базируется на разработанной методологической платформе оценки качества образовательного пространства, а также на утвержденной учебным советом концепции мониторинга качества высшего образования.

Формами предоставления результатов мониторинга в Университете РИО являлись:

 - обновляемые в  режиме он-лайн базы данных о функционировании образовательно-управленческих  систем вуза в электронном варианте (студент -учебный процесс, самостоятельная работа, кафедра, деканат, ректорат, приемная комиссия, библиотека, кадры, НИРС, НИС, тестирование, бухгалтерия    и др.),

- результаты социологической оценки функционирования различных образовательных систем студентами на основании использования опросников и тестов,

- результаты итогового и промежуточное тестирование результатов обучения студентов, а также отчеты ГАК,

- результаты личностного развития студентов, фиксируемые в электронном личном кабинете каждого студента и обеспечивающие мониторинг  индивидуальной траектории развития,

- статистические отчеты о результатах   функционировании различных образовательно-управленческих систем,

-внутренние экспертные оценки  качестве работы различных образовательных систем, полученные от учебно-методического совета  (сделанные в том числе с использованием данных системного видеонаблюдения).

- база заявок на трудоустройство студентов,

-статистическая информация о внеаудиторной (спортивной, культурно-массовой, волонтерской и других видах личностно-развивающей  деятельности студентов)

- благодарности потребителей и других внешних организаций,

1. Оценка качества условий деятельности вуза

1.1. Потенциал абитуриентов вуза

Индикаторами для оценки данного объекта оценивания являются следующие количественные показатели:

доля абитуриентов, окончивших средние образовательные учреждения с медалями (либо с дипломом с отличием), среди зачисленных;

доля абитуриентов, получивших хорошие и отличные оценки в результате сдачи вступительных экзаменов;

доля абитуриентов, зачисленных в вуз по результатам централизованного тестирования;

количество школ, лицеев, колледжей, имеющих договоры с вузом;

среднее количество окончивших подготовительные курсы вуза.

1.2. Кадровый потенциал

При рассмотрении данного объекта оценивания следует учесть, что кадровый потенциал современного вуза составляют: ППС, сотрудники научных подразделений вуза, управленческий и обслуживающий персонал.

Раздел 1. Оценка качества условий деятельности вуза 

1.1.      Потенциал абитуриентов вуза.

1.2.      Кадровый потенциал.

1.3.      Учебно-методическое обеспечение образовательных программ (основных и дополнительных).

1.4.      Информационный и библиотечный ресурсы.

1.5.      Социальные условия для студентов и сотрудников.

1.6.      Материально-техническое обеспечение.

1.7.      Научный и инновационный потенциал.

Раздел 2. Оценка качества процессов вуза                     

2.1.      Реализация образовательных программ (основных и дополнительных).

2.2.      Академическая мобильность.

2.3.      Воспитательная работа.

2.4.      Качество прохождения практик.

Раздел 3. Оценка качества результатов   

3.1.      Результативность набора студентов.

3.2.      Результативность научных и инновационных исследование

3.3.      Эффективность учебно-методической деятельности.

3.4.      Международное признание вуза в образовательной деятельности.

3.5.      Эффективность подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук)

3.6.      Эффективность финансово-экономической деятельности вуза.

При оценивании потенциала ППС учитываются:

базовое образование, научную квалификацию и научную специальность преподавателей (соответствуют ли они профилю преподаваемых дисциплин);

возрастную структуру ППС;

наличие источников комплектования кадров (аспирантура и докторантура вуза);

интеллектуальный потенциал;

укомплектованность штата ППС.

Эти показатели частично характеризуются множеством количественных показателей:

доля преподавателей, имеющих ученые степени и звания, в том числе:

профессоров и докторов наук; доцентов и кандидатов наук;

 академиков и членов-корреспондентов государственных академий;

доля кафедр, возглавляемых профессорами и докторами наук;

доля выпускающих кафедр, возглавляемых профессорами и докторами наук;

доля преподавателей, имеющих авторские курсы, базирующиеся на научных достижениях вуза;

доля преподавателей — авторов учебников с грифами: Министерства образования и науки РФ; Учебно-методического объединения (УМО) и научно-методических советов (НМС);

доля преподавателей, имеющих почетные звания;

количество студентов на одного преподавателя;

особенности занятости преподавателей;

доля преподавателей на полную штатную должность;

доля преподавателей на неполную штатную должность;

доля ППС, которая имеет опыт работы на производстве (не менее II лет) по профилю преподаваемой дисциплины (опыт работы в соответствующей сфере трудовой деятельности);

доля преподавателей, свободно владеющих (на уровне способности читать лекции по преподаваемой дисциплине) одним и более иностранных языков;

редкий возраст преподавателей (по кафедрам, факультету, по пулу);

число возможных научных руководителей — претендентов на соискание ученой степени из штатного состава научно-педагогических кадров вуза среди докторов наук;

число возможных научных руководителей — претендентов на соискание ученой степени из штатного состава научно-педагогических кадров вуза среди кандидатов наук, у которых с момента получения диплома о присуждении ученой степени прошло более 10 лет.

При оценивании потенциала кадрового состава научных сотрудников вузов в вузе учитываются:

базовое образование, научная квалификация и научная специальность сотрудников, соответствие их занимаемой должности;

возрастная структура;

укомплектованность штата научных сотрудников.

При оценивании потенциала кадрового состава управленческого персонала вуза  учитывается:

соответствие образования и имеющейся квалификации занимаемой должности;

возрастную структуру;

укомплектованность штата.

При оценивании потенциала кадрового состава обслуживающей персонала вуза следует учитывать:

соответствие имеющейся квалификации, занимаемой должности;

возрастная структура;

укомплектованность штата обслуживающего персонала вуза.

1.3.      Учебно-методическое обеспечение образовательных программ (основных и дополнительных)

Качество учебно-методического обеспечения образовательных программ определяется следующими показателями:

наличие учебно-методических комплексов (УМК) по всем преподаваемым дисциплинам;

наличие программ практик;

наличие программы государственных экзаменов;

доля дисциплин, для которых имеются в наличии дидактические пособия (аудио-, видеоматериалы, компьютерные программы, таблицы, слайды, раздаточный материал);

доля курсов, обеспеченных методическими пособиями;

наличие тематики курсовых и дипломных работ. Перечисленные показатели исчисляются по бинарной шкале (да/нет) либо имеют количественный характер.

1.4.      Информационный и библиотечный ресурсы

Показателями информационного и библиотечного обеспечения являются:

достаточность обеспечения факультетов вуза аудиовизуальными техническими средствами обучении (ТСО), а локальной вычислительной сети факультетов — информационными ресурсами, в том числе учебно-методическими материалами на электронных носителях (можно использовать метод коллективной экспертной оценки, например, метод совещаний);

количество автоматизированных рабочих мест (АРМ) с выходом в локальные и глобальные сети на 100 студентов;

возможность доступа в локальные сети вуза с домашних компьютеров;

наличие (в достаточном объеме) лицензионного программного обеспечения (ПО) учебно-образовательного процесса;

количество изданий на электронных носителях в библиотечном фонде вуза на 1 студента;

количество учебно-методических пособий для самостоятельной работы студентов на 1 студента, в том числе:

учебной (отечественной, зарубежной) литературы;

научной (отечественной, зарубежной) литературы;

периодических изданий (отечественных, зарубежных);

количество компьютеризованных рабочих мест для преподавателей и научных сотрудников с выходом в локальные и глобальные сети на 100 научных и педагогических работников.

1.5. Социальные условия для студентов и сотрудников

Качество социальных условий для студентов, преподавателей и сотрудников вуза оценивается следующими количественными показателями:

удельный фонд оплаты труда штатных научно-педагогических кадров и административно-управленческого персонала вуза;

удельный фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала вуза;

остаточная стоимость оборудования, инвентаря общежитий, предприятий общественного питания, спортивных сооружений, мест отдыха и учреждений реабилитации здоровья в расчете на 1 студента/штатного сотрудника вуза;

общее число посадочных мест в предприятиях общественного питания в учебно-научных корпусах в расчете на 1 студента/штатного сотрудника вуза, в общежитиях вуза в расчете на одного проживающего;

удельное число мест, предоставляемых обучаемым, сотрудникам и членам их семей в местах отдыха и реабилитации здоровья за 1 год;

полные расходы вуза на социальные нужды в расчете на 1 студента/ штатного сотрудника вуза.

1.6. Материально - техническое обеспечение

Качество материально-технического обеспечения оценивается по следующим показателям:

общая площадь зданий и сооружений, занятых под учебно-научный процесс, на 1 студента;

достаточность оснащения учебных аудиторий мебелью;

наличие достаточного количества лекционных аудиторий, оснащенных необходимым дидактическим оборудованием;

наличие достаточного количества аудиторий для проведения семинарских занятий;

наличие достаточного количества лабораторных помещений дли практикума студентов;

остаточная стоимость машин и оборудования (без средств электронно-вычислительной техники), обеспечивающих учебно-научный процесс;

то же по средствам электронно-вычислительной техники (ЭВ'Г).

наличие достаточного количества компьютерных классом и доступа к нему студентов;

наличие в достаточном количестве библиотечных помещений и читальных залов;

наличие необходимых условий для выполнения самостоятельна ш работы студентов, курсовых, реферативных работ;

наличие достаточного количества помещений для методической и научной работы профессорско-преподавательского состава (ППС);

наличие достаточного количества лабораторных помещении для научной деятельности преподавателей и научных сотрудников;

наличие достаточного количества оснащенных компьютерами помещений для научной и методической деятельности ППС научных сотрудников.

Большинство из перечисленных показателей имеют качественный характер, и для их измерения требуется экспертное с помощью рангового метода.

1.7. Научный и инновационный потенциал

Для оценки данного объекта учитывались следующие количественные показатели:

количество научно-исследовательских институтов (НИИ), научных лабораторий, входящих в состав вуза (количество научных подразделений вуза);

объем финансирования инновационных проектов;

объем финансирования фундаментальных и прикладных исследований;

количество студенческих бизнес-инкубаторов на 1000 обучающихся;

доля курсов (в рамках основной и дополнительной образовательной программы), содержание которых связано с обучением менеджменту инновационной деятельности.

Для оценки данного объекта также следует с помощью экспертов па основе ранговой шкалы оцениваются следующие качественные показатели:

степень интегрированности образовательного процесса с теми или иными инновационно-технологическими центрами или технопарками;

наличие набора мероприятий, необходимых для осуществления инновационной деятельности, показателей ее эффективности;

наличие мер по материальному и моральному стимулированию научно-практических работ, осуществляющих нововведения;

степень доступности венчурного капитала для сотрудников и обучающихся, которые занимаются инновационной деятельностью.

2.  Оценка качества процессов вуза

2.1. Реализация образовательных программ (основных и дополнительных)

Показателями качества реализации образовательных программ являются:

рациональность расписания учебных занятий с позиций организации труда студентов и преподавателей;

соблюдение рабочего учебного плана;

наличие индивидуальных учебных планов;

степень использования модульного принципа организации учебный программ;

наличие календарного планирования;

наличие графиков контрольных мероприятий;

наличие кредитно-рейтинговой системы оценки результатов учебной работы студентов;

степень разнообразия методов организации самостоятельной работы.

Перечисленные показатели, как видно из формулировки, имеют качественный характер, и для их измерения требуется экспертное оценивание с помощью рангового метода.

2.2.      Академическая мобильность

Оценивается, каким образом в вузе:

разрабатываются и осуществляются совместные программы подготовки студентов, реализуемые с другими российскими и зарубежными вузами (оценивают содержание этих программ, использование современных образовательных технологий для их реализации);

ведется работа по созданию вариативных рабочих учебных планов, разработанных на базе основных рабочих учебных планов направлений (специальностей) подготовки кадров, реализуемых совместно с другими российскими и иностранными вузами на практике;

расширяется представительство иностранных и иногородних российских преподавателей, включенных в совместную реализацию образовательного процесса в данном вузе;

стимулируется штатный преподавательский состав для участия в педагогическом процессе в других российских и зарубежных вузов;

создаются условия для обучения иностранных и иногородних студентов и аспирантов.

2.3.      Воспитательная работа

Качество воспитательной работы оценивается на основании данных о творческой деятельности студентов и преподавателей н учебное и внеурочное время. При этом учитывается:

реализация воспитательной функции в единстве учебной и вне учебной деятельности;

наличие (или отсутствие) системы общевузовских воспитательных мероприятий в контексте целей и задач профессионального воспитания (профессиональная направленность воспитательных мероприятий);

наличие самоуправления студентов, в том числе в общежитии;        

наличие разнообразных студенческих объединении, сообществ студентов и преподавателей — научных, общественных, производственных, клубных, профсоюзных;

наличие системы поощрения и финансирования общественных мероприятий;

Издание журналов патриотической и воспитательной направленности и участие в них студентов,

степень ориентации воспитательных мероприятий на нравственные ценности и идеалы гражданского общества;

наличие в достаточной мере мероприятий, направленных на сохранение традиций вуза и создание новых;

наличие партнерских связей в реализации воспитательной функции;

учет при определении содержания воспитания возрастных особенностей студентов, целей и задач основных и дополнительных образовательных программ, значимых для студентов личных и общественных проблем;

уровень правонарушений студентов по данным правоохранительных органов.

Кроме перечисленных выше индикаторов, оценивают также участие профессорско-преподавательского состава в решении воспитательных задач:

степень учета преподавателями нравственных, психолого-педагогических аспектов в профессиональной деятельности;

степень использования активных технологий обучения, позволяющих поставить студентов в субъектную позицию;

качество организации самостоятельной работы студентов.

Перечисленные показатели, как видно из формулировки, имеют

качественный характер, и для их измерения требуется экспертное оценивание с помощью рангового метода.

2.4. Качество прохождения практик

Показателями качества организации практики студентов являются:

наличие достаточного количества базовых предприятий и предприятий-лабораторий;

наличие для каждого студента конкретного плана-задания на практику;

качество организации исследований — затруднений, испытываемых студентами в процессе прохождения практики, путей преодоления этих затруднений;

наличие на факультетах достаточного количества кабинетов производственной практики и профессионального мастерства.

Перечисленные показатели имеют качественный характер, и для их измерения требуется экспертное оценивание с помощью рангового метода.

3. Оценка качества результатов деятельности вуза

Данная категория сводится к оценке следующих объектов.

3.1.      Результативность набора студентов

Индикаторами для оценки этого объекта оценивания могут быть следующие количественные и качественные показатели:

доля зачисленных на обучение абитуриентов, закончивших подготовительные курсы, относительно плана приема в высшее учебное заведение;

доля зачисленных абитуриентов, окончивших школы, лицеи, колледжи при данном вузе, относительно плана приема в высшее учебное заведение;

средний конкурс при поступлении;

доля студентов, обучающихся по различным договорам;

процент отсева студентов 1-го курса, в том числе по неуспеваемости.

Следует также оценить качество организации работы приемной комиссии, в том числе проведения PR-компании по набору первокурсников. Для этого анализируется информация, полученная через обратную связь от абитуриентов, их родителей, руководителей и представителей учебных заведений, являющихся поставщиками абитуриентов. Оценивается (на основе опросов, анкетирования и пр.) их мнение по следующим аспектам:

формирование имиджа вуза;

обеспечение связи вуза со средствами массовой информации;

качество координации работы с учреждениями общего и среднего специального образования;

информирование общественности;

отслеживание (мониторинг) общественного мнения,

Количество студентов из различных регионов

3.2.      Результативность научных и инновационных исследований

Уровень результативности научных и инновационных исследований оценивается на основе множества количественных показателей:

общий объем НИР на одного научного и педагогического работника;

объем привлеченных НИР на одного научного и педагогического работника;

количество выполняемых вузом на международном уровне научных, инновационных и научно-методических программ и проектов совместно с вузами и организациями ведущих стран мира в качестве головного на 100 человек научных и педагогических работников;

количество выполняемых вузом на международном уровне научных, инновационных и научно-методических программ и проектов совместно с вузами и организациями ведущих стран мира в качестве ведущего по направлению на 100 НПР; количество выполняемых вузом на международном уровне научных, инновационных и научно-методических программ и проектов, совместно с вузами и организациями ведущих стран мира в качестве участника-соисполнителя на 100 НПР; количество выполняемых вузом на государственном уровне научных, инновационных и научно-методических программ и проектов, совместно с вузами и организациями ведущих стран мира в качестве головного на 100 НПР;

количество выполняемых вузом на государственном уровне научных, инновационных и научно-методических программ и проектов, совместно с вузами и организациями ведущих стран мира в качестве ведущего по направлению на 100 НПР; количество выполняемых вузом на государственном уровне научных, инновационных и научно-методических программ и проектов, совместно с вузами и организациями ведущих стран мира в качестве участника-соисполнителя на 100 НПР; общее число научных направлений, по которым ведутся разработки в вузе;

доля фундаментальных исследований в общем объеме финансирования НИР;

количество базовых кафедр и совместных лабораторий с академическими и отраслевыми институтами на 100 НПР; доля направлений, соответствующих перечню научных приоритетов федерального уровня, в общем числе научных направлений вуза;

доля инновационных научных проектов в общем объеме финансирования НИР;

доля венчурного финансирования в общем объеме внебюджетного финансирования;

доля внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме затрат вуза;

доля подразделений вуза, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе подразделений вуза; сальдо экспорта-импорта технологий;

доля прикладных исследований в общем объеме финансирования НИР;

количество авторских свидетельств, патентов на открытия, полученных сотрудниками вуза в РФ и ведущих странах мира, на 100 НПР за год;

количество авторских свидетельств, патентов на изобретения, полученных сотрудниками вуза в РФ и ведущих странах мира, на 100 НПР за год;

количество лицензий, проданных вузом в РФ, на 100 НПР;

количество лицензий, проданных вузом в ведущие страны мира, на 100 НПР;

количество наград, полученных вузом и его сотрудниками на общегосударственных профессиональных для специалистов вуза конкурсах, выставках, соревнованиях в РФ, а также на международных с участием ведущих стран мира, на 100 НПР;

количество монографий, изданных по результатам научных исследований вуза в РФ на 100 НПР;

количество монографий, изданных по результатам совместных научных исследований преподавателей и студентов вуза на 100 ППС;

доля преподавателей, участвующих в инновационных проектах в качестве учредителя;

объем внебюджетного финансирования научных подразделений вуза;

число лауреатов премий из состава научно-педагогических кадров вуза:

международных;

государственных;

именных РАН, научно-технических обществ РФ;

также выдающихся деятелей науки, техники и культуры;

именных академий наук, научно-технических обществ ведущих стран мира;

также выдающихся деятелей мировой науки, техники и культуры.

количество инновационных проектов, в том числе с зарубежными партнерами, на 100 НПР;

процент студентов, участвующих в инновационных проектах;

количество совместных научно-исследовательских проектов «вуз-НИИ» на 100 НПР;

количество партнеров из числа научно-исследовательских институтов, академических учреждений, промышленных структур и внедренческих организаций, зафиксированных в форме договоров о сотрудничестве, на 100 НПР;

количество договоров о творческом содружестве с другими организациями на 100 НПР;

количество публикаций на 1 НПР в год;

доля сотрудников, принимавших участие в международных научных симпозиумах, конференциях, семинарах в общем количестве НТП за последний год;

количество поданных заявок на участие в конкурсах научных проектов на 100 НПР в течение последнего года;

количество монографий, изданных по результатам научных исследований вуза в зарубежных странах, на 100 НПР;

количество научных публикаций обучающейся молодежи на 100 НПР.

3.3.      Эффективность учебно-методической деятельности

Индикаторами для оценки данного объекта оценивания являются следующие количественные показатели:

доля учебников, учебных пособий, подготовленных и изданных штатными преподавателями вуза через издательства и имеющие грифы УМО и Министерства образования и науки РФ, в общем количестве изданных преподавателями учебников и учебных пособий;

то же, принятое для использования в зарубежных вузах, на 100 ППС.

Целесообразно также оценить:

качество проведения педагогических экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс;

практику рассмотрения вопросов методики обучения и воспитания на заседаниях Ученого совета, кафедр, предметно-методических комиссий;

наличие системы по выявлению методических проблем.

3.4.      Международное признание вуза в образовательной деятельности

Индикаторы для оценки данного объекта:

доля направлений (специальностей) подготовки кадров обследуемого вуза, образовательно-профессиональные программы которых (дипломы по которым) официально признаны хотя бы в одной из ведущих стран мира, в общем числе направлений (специальностей) подготовки кадров обследуемого вуза;

число стран признания образовательно-профессиональных программ (дипломов) обследуемого вуза;

количество иностранных партнеров вуза.

К показателям результативности осуществления академической мобильности относятся:

доля студентов и аспирантов очной формы, участвующих во включенном обучении в иностранных и других российских вузах, по отношению к полной численности студентов и аспирантом очной формы обучения данного вуза;

доля студентов и аспирантов иностранных и других российских вузов, участвующих во включенном обучении в обследуемом вузе, по отношению к полной численности студентов и аспирантов очной формы обучения данного вуза;

количество совместных программ подготовки студентов, реализуемых с другими российскими вузами;

количество совместных программ подготовки студентов, реализуемых с зарубежными вузами;

количество реализуемых совместно с другими российскими вузами на практике вариативных рабочих учебных планов, разработанных на базе основных рабочих учебных планов направлений (специальностей) подготовки кадров;

количество реализуемых совместно с иностранными вузами на практике вариативных рабочих учебных планов, разработанных на базе основных рабочих учебных планов направлений (специальностей) подготовки кадров;

доля лиц штатного профессорско-преподавательского состава вуза, ведущих педагогический процесс в иностранных и других российских вузах, по отношению к общей численности преподавателей данного вуза;

доля иностранцев, ведущих педагогический процесс в вузе, по отношению к общей численности преподавателей данного вуза.

3.5. Качество подготовки студентов вуза Качество подготовки студентов определяется:

текущей успеваемостью студентов;

уровнем их участия в научно-исследовательской и инновационной деятельности;

участием в общественной жизни вуза.

Для оценивания этих показателей используются следующие количественные характеристики:

доля студентов, получивших «хорошо» и «отлично» по результатам экзаменационных сессий по курсам, специальностям, направлениям, циклам дисциплин;

доля студентов, получивших «хорошо» и «отлично» по фундаментальным дисциплинам на старших курсах (выборочно);

доля студентов, получивших «хорошо» и «отлично» по данным контрольного тестирования, проводимого в ходе комплексной оценки вуза комиссиями Министерства образования и науки РФ;

доля студентов, участвующих в НИР;

доля студентов, участвующих в инновационных проектах и задействованных в малом бизнесе, который связан с направлением подготовки в вузе;

доля студентов, имеющих научные публикации;

доля студентов, принимающих участие в финансируемых научных исследованиях;

доля студентов, имеющих гранты на проведение научных исследований;

доля студентов, принимавших участие в конкурсах научных работ;

доля студентов, принимавших участие в олимпиадах;

доля студентов, принимавших участие в творческих выставках.

3.6. Качество подготовки выпускников

Оценка качества подготовки выпускников осуществляется на основании:

итогов производственной и профильной практик;

результатов государственных экзаменов;

результатов защиты выпускных квалификационных работ;

внеучебной деятельности;

востребованности специалистов и трудоустройства выпускников после окончания вуза;

отзывов работодателей о деятельности выпускников;

отсутствием (или наличием) рекламаций на качество подготовки выпускников со стороны потребителей.

Эти качественные показатели определяются на основе множества количественных показателей:

доля выпускников направления (специальности) подготовки, получивших «хорошие» и «отличные» оценки при защите дипломных работ (проектов);

доля выпускников направления (специальности) подготовки, получивших «хорошие» и «отличные» оценки при сдаче государственного экзамена по направлению (специальности) подготовки кадров;

доля выпускников, трудоустроившихся по заявкам организаций и предприятий;

доля выпускников, самостоятельно устроившихся по специальности;

доля выпускников, зарегистрированных на бирже труда, от их численности;

доля выпускников, подготовленных по договорам с предприятиями;

число рекламаций, полученных с места работы выпускников, относительно их общего количества;

количество позитивных откликов о деятельности выпускников относительно их общего количества.

3.7.      Эффективность подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук)

Индикаторы для оценки:

эффективность аспирантуры — процент аспирантов, защитивших диссертацию не позднее чем через год после окончания аспирантуры, относительно количества окончивших аспирантуру;

эффективность докторантуры — процент докторантов, защитивших диссертацию не позднее чем через год после окончания докторантуры, относительно количества окончивших докторантуру;

доля руководителей аспирантов и консультантов докторантов относительно числа возможных научных руководителей претендентов на соискание ученой степени из штатного состава научных и педагогических работников вуза.

3.8.      Эффективность финансово-экономической деятельности вуза

Индикаторы для оценки:

годовой объем денежных средств, полученных вузом от подготовки специалистов, в рублях на 1 выпускника;

годовой объем денежных средств, полученных вузом от подготовки специалистов в иностранной валюте (в переводе на доллары США), на 1 выпускника;

годовой расход вуза на подготовку специалистов в рублях на 1 студента;

годовой расход вуза на подготовку специалистов в иностранной валюте (в переводе на доллары США) на 1 студента.

Кроме этого, во внимание принимают результаты проверки контрольных органов и наличие несоответствий (штрафы, замечания, нецелевое использование средств и т.п.). На основе этих данных выставляют ранговую оценку.

Таким образом, мониторинг и оценка состояния и развития вуза являются одним из основных механизмов повышения обоснованности и качества принятия управленческих решений.  С этой целью в УРИО создана система «Электронный вуз», позволяющая систематизировать и обрабатывать с помощью авторского программного обеспечения большинство из актуальных показателей.

АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В университете в целях обеспечения качественной подготовки специалистов разработана и функционирует организационно-управленческая система менеджмента качества.

Совет по качеству создан в целях определения направлений и механизмов управления качеством высшего профессионального образования, содействия структурным подразделениям по внедрению принципов менеджмента качества, нормативного обеспечения создания, внедрения и эффективного использования системы качества вуза, рационального расходования ресурсов, достижения требуемого уровня предоставляемых образовательных услуг и подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных в регионе, в России и за рубежом.             

В принятии решений Совета по качеству соблюдается принцип коллегиальности: важнейшие вопросы деятельности обсуждаются на конференциях научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся университета, на заседаниях Ученого совета, Совета по качеству.       

Для организационно-управленческой деятельности  системы менеджмента качества в университете функционирует электронная информационно-образовательная и управленческая среда «Электронный вуз», которая  представляет собой программный инструмент для оперативно-тактического управления и организации работы и позволяющий упорядочить следующие организационно-управленческие процессы:ежедневная постановка задач и контроль их исполнения всеми структурными подразделениями вуза; корпоративный информационный архив; получение отчетов по задачам и сотрудникам за любой период. Подсистема учета посещаемости студентов предназначена для фиксации и анализа посещаемости студентом занятий.

Созданы тестовые системы контроля качества усвоения учебного материала.

Внедрена новая технология –видеонаблюдение в вузе, без которой невозможно представить себе современное образовательное учреждение. Видеонаблюдение позволяет осуществлять постоянный мониторинг качества учебного процесса во всех аудиториях вуза, а также служит  и в качестве помощника в организации и мониторинге внутренних процессов, ежедневно происходящих в вузе. Камеры видеонаблюдения, установленные в университетских фойе, коридорах, аудиториях, помогают в частности: улучшить дисциплину студентов и предотвратить злоупотребление тестологов и преподавателей своим служебным положением.  Создана лаборатория  системы менеджмента качества.

Информацию от потребителей и заинтересованных сторон о качестве подготовки специалистов в вузе служба по качеству получает от профильных организаций. С этой целью проводятся: опросы работодателей по выяснению потребности в специалистах и структуры их компетентностей, дискуссии в рамках совместных мероприятий - конференций, «круглых столов», деловых встреч, практик студентов, встреч представителей предприятий со студентами, анализа отзывов о работе выпускников.

За отчетный период  рабочей группой  разработан авторский инструментарий оценки качества учебного, воспитательного процессов, организации научно-исследовательской работы студентов. Проведена  и проанализирована оценка  студентами вуза качества образовательного, воспитательного процессов и научно-исследовательской деятельности.

Оценка качества организации образовательного процесса 

№ п/п

Критериальный показатель

Уровень
удовлетворенности в %

1

Удовлетворенность  использованием на занятиях возможностей электронных образовательных  технологий

95

2

Удовлетворенность  психологическим климатом на занятиях

94

3

Удовлетворенность наличием анонимного электронного центра психологической консультации

93

4

Удовлетворенность возможностью использования на  занятиях средств мультимедиа

96

5

Удовлетворенность возможностью формирования механизмов самообучения за счет использования инновационных технологий -  образовательного портала для организации самостоятельной работы студентов, а также постоянного участия студентов в электронных профессиональных клубах

90

6

Удовлетворенность наличием условий для жизненной самоактуализации (формирование продуктивных поведенческих стереотипов в рамках поведенческих тренингов, деловых игр, ролевых игр; формирование лидерских качеств за счет создания специальных студенческих  научно-исследовательских институтов)

92

7

Удовлетворенность  качеством  штатного кадрового состава

97

8

Удовлетворенность   материальной  базой вуза

96

9

Удовлетворенность научными достижениями вуза, организацией  в нем научной работы

96

10

Удовлетворенность  воспитательной и культурно-массовой работой в вузе

95

11

Удовлетворенность   объемом информации об  индивидуальных результатах и процессе учебной деятельности каждого студента в режиме   Он-лайн  (электронная зачетная книжка,  электронная  бухгалтерская книжка,     расписание   занятий,  график учебного  процесса и пр.)

87

12

Удовлетворенность  качеством организации зачетно - экзаменационной сессии (через процедуру тестирования)

88

13

Удовлетворенность      уровнем  организации самостоятельной

работы (наличие электронного портала, фонда библиотек и пр.)

93

14

Удовлетворенность  технической оснащенностью вуза, позволяющей выход в   Интернет и     электронным библиотекам

95

15

Удовлетворенность  фондом библиотеки Международного инновационного университета

96

16

Удовлетворенность  системностью работы деканов со  студентами (социальные часы, организационные собрания и др.)

97

Таким образом, имеет место высокая удовлетворенность студентов качеством образовательного процесса         

Оценка качества организации воспитательного процесса в вузе

 п/п

Критериальный показатель

Уровень
удовлетворенности в %

1.

Удовлетворенность качеством культурно-массовых и воспитательных мероприятий проводимых в университете

100

2

Удовлетворенность информационной базой сайта в плане проведения культурно-массовых мероприятий

99

3

Удовлетворенность доступностью для студентов источников информации о  внутривузовских мероприятиях, расписании работы  студенческих клубов, секций, творческих коллективов и пр.

100

4

Удовлетворенность наличием условий для  проведения культурно-массовых и воспитательных мероприятий (актовый зал, спортивный зал, студия звукозаписи, балетный класс, дизайнерская мастерская и пр.)

99

5

Удовлетворенность работой  деканов со   студентами, касающейся воспитательной работы

98

6

Удовлетворенность  работой  Совета студенческого самоуправления в вузе

99

7

Удовлетворенность  работой  Совета студенческого самоуправления на факультете

97

8

Удовлетворенность  работой студенческих клубов, кружков, секций, творческих коллективов и пр.

100

9

Удовлетворенность  работой, касающейся  традиций  вуза (музей истории вуза, проведение праздничных мероприятий и пр.)

100

10

Удовлетворенность мероприятиями, проводимыми по профилактике правонарушений и различных видов зависимостей

98

11

Удовлетворенность мероприятиями, направленными на безопасность жизнедеятельности

99

12

Удовлетворенность качеством и наличием курсов по адаптации первокурсников («Основы саморазвития личности», «Основы самовоспитания»)

99

13

Удовлетворенность тренингами общения, проводимыми для первокурсников

100

14

Удовлетворенность  работой Центра психологической консультации

97

15

Удовлетворенность мероприятиями по патриотическому воспитанию студентов

100

16

 Удовлетворенность  работой литературной гостиной

100

17

Удовлетворенность качеством университетской газеты и возможностью представлять в ней свои творческие работы

100

18

Удовлетворенность количеством проводимых в университете творческих конкурсов (интеллектуальных, мультимедийных презентаций, вокалистов, танцевальных коллективов, юмористических инсценировок,  стенгазет, цветочных композиций и др.)

100

19

Удовлетворенность  уровнем развития спорта в университете

98

Общий анализ результатов исследования свидетельствует о том, что имеет место высокий уровень
удовлетворенности удовлетворенность студентов качеством воспитательного процесса

Оценка качества организации научно-исследовательской работы

№ п/п

Критериальный показатель

Уровень
удовлетворенности в %

1

Удовлетворенность   возможностью участия в научно-исследовательской работе

99

2

Удовлетворенность  объемом и качеством информации об организации научно-исследовательской работы, представленной на сайте УРИО

100

3

Удовлетворенность наличием информации о возможности участия в различных научных конкурсах, в том числе -на лучшую студенческую работу, проводимую УРИО

100

4

Удовлетворенность качеством руководства Вашей научно-исследовательской работы

99

5

Удовлетворенность наличием библиотечного фонда, используемого для подготовки научно-исследовательской работы

100

6

Удовлетворенность наличием электронных библиотечных и мультимедийных ресурсов, предоставляемых Вам для подготовки научно-исследовательской работы

100

7

Удовлетворенность   наличием индивидуального доступа к компьютерам в классе самостоятельной работы для подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ

100

8

Удовлетворенность   возможностью публикации результатов научно-исследовательской работы

98

9

Удовлетворенность наличием информации по организации научной и самостоятельной работы

98

10

Удовлетворенность предоставленной Вам возможностью проверки научной работы на антиплагиат

97

11

Удовлетворенность  наличием диапазона компьютерных программ, предоставляемых Вам для выполнения научно-исследовательской работы

100

12

Удовлетворенность возможностью созданного в УРИО электронного образовательного портала для организации Вашей индивидуальной исследовательской работы   

100

Анализ результатов исследования также свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности студентов организацией научно-исследовательской работы.

Таким образом, в университете создана и успешно функционирует система контроля качества подготовки специалистов, которая обеспечивает соответствие предоставляемых услуг требованиям ГОС, ФГОС ВПО и соответствующим нормативным документам.